“Быць беларусам – што гэта значыць?” — у супольным праекце Budzma.org i TUT.by вядомыя ў сваіх сферах дзейнасці людзі расказваюць, што для іх значыць быць беларусам. Сёння на пытанні анкеты адказвае адказвае мастачка Ганна Сілівончык.
— Быць беларусам — што гэта значыць? Якое значэнне Вы ўкладаеце ў слова беларус/беларуска?
— Я не люблю связывать с этим вопросом патриотические чувства. Для меня это просто и естественно. Родилась я на этой земле, выросла, кем же ещё я могу себя ощущать? Родители тоже здесь жили и выросли, тоже белорусы. То, что я белоруска, не вызывает у меня каких-то неприятных чувств, но и особо приятных тоже, так как для того, чтобы чем-то гордиться, необходимо что-то сделать.
— Якія ўнікальныя рысы характару і светагляду ўласцівыя беларусам?
— Сейчас, мне кажется, отличия нивелируются. Но самое основное то, что мы свыкаемся с существующим положением вещей. На примере художников очень ярко видно, когда приезжаешь в Россию или Украину, что там современное искусство обязательно политизировано, желательно к этому подмешать секс и насилие. Наличие провокации приветствуется. У нас пока ещё больше красивых картинок.
— Назавіце тры-пяць асноўных падзеяў з гісторыі Беларусі, без ведання якіх беларус — не беларус.
— Грюнвальд.
— Якія традыцыі павінен ведаць і захоўваць беларус?
— Очень интересен вопрос по поводу белорусской кухни, хотелось бы знать о ней побольше. Чисто белорусских блюд не хватает. Мне нравится, что появилась мода справлять свадьбу по белорусским обрядам. Обращаясь к традиционному искусству в своём творчестве, мне было интересно не столько проиллюстрировать народные традиции, сколько передать своё ощущение белорусской культуры. С этой целью я использовала декоративные тканые холсты и составляла знаковые орнаментальные схемы.
— Беларус без ведання мовы — беларус?
— Был момент, когда я училась в Парнате, все предметы велись на белорусском, и на тот момент я бы и интервью давала на белорусском. А сейчас, спустя время, для меня это затруднительно. Давно так повелось, что даже в деревне люди на белорусском в принципе не разговаривают. Что бы люди ни говорили, инициатива должна исходить от государства, и отдельные личности, по моему мнению, не особо могут что-то изменить. Не хотелось бы, чтобы так было. Не должно быть так, что мы не говорим на белорусском. У моей дочери очень мало белорусского языка в школе, и он ей как не родной.
— Што робіць нас, беларусаў, адметнымі сярод суседзяў і ва ўсім свеце?
— Для дальнего зарубежья ты что белорус, что украинец, что русский — все славяне на одно лицо, как нам китайцы, японцы, корейцы. Бывает, узнают по манере говорить, по акценту.
— Якой Вы бачыце будучыню Беларусі?
— Я даже о своём будущем затрудняюсь ответить, я же не какой-нибудь Глоба. Поживём — увидим. Мне оно видится туманным.