Эстонский институт кино представит фестивальной публике «Лiстапада» программу лучших эстонских фильмов последних лет, в которую вошло 5 игровых и 3 документальные картины. Это работы, которые по тем или иным причинам не показывались в прежних редакциях фестиваля, но которые фестивальная дирекция считает наиболее важными в новейшей истории эстонского кино. В их числе – картины-участники «оскаровской гонки», победители международных кинофестивалей, обладатели национальных наград, самые яркие проекты нового поколения режиссеров Эстонии, а также примеры удачных копродукций.
Откроет ретроспективу историческая драма «1944» (2016, реж. Элмо Нюганен) – это взгляд на Вторую мировую войну глазами эстонцев, когда солдаты оказывались по разные стороны конфликта и вынуждены были воевать против своих соотечественников, друзей и родных. Адресованный молодому поколению, этот фильм в первую неделю проката собрал в кинотеатрах Эстонии рекордное количество зрителей, сделав ленту самым посещаемым эстонским фильмом всех времён. Фильм, в котором есть отсылки к классическому роману Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен», был номинирован на премию «Ника» как лучший фильм стран СНГ и Балтии. В сентябре 2016 года на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» был удостоен приза за лучшую операторскую работу. «1944» – это третья полнометражная киноработа Элмо Нюганена, который является одной из главных фигур эстонского театра: он уже почти 25 лет руководит таллиннским Городским театром. В 2003 году его дебютный фильм «Имена в граните» был показан на Минском МКФ «Лiстапад».
Другая историческая лента «Боковой ветер» (2014, реж. Мартти Хельде) обращена к событиям массовой депортации эстонцев в Сибирь в рамках сталинской программы по «очистке прибалтийских республик от антисоветского, уголовного и социально опасного элемента». В основу истории легли реальные письма и дневник депортированной эстонки Эрны, адресованные мужу, которого советская власть приговорила к тюремному заключению. Черно-белый фильм был полностью снят в технике «живые картины» (tableaux vivants). На подготовку каждой из 13 таких «картин», во многом вдохновленных полотнами Жана-Франсуа Милле и Каспара Давида Фридриха, уходило от двух до шести месяцев и один день съемок. Формальный на первый взгляд прием символизировал застывшее для героев картины время, что позволило критикам сравнивать эту картину с творческим методом Андрея Тарковского. Дебют 27-летнего режиссёра Мартти Хельде произвёл фурор на кинофестивале в Торонто, а на Варшавском кинофестивале удостоился приза экуменического жюри, которое назвало его «кинематографическим реквиемом по всем невинно пострадавшим жителям Восточной Европы».
В рамках ретроспективы будет представлена одна из лучших эстонских картин 2000-х «Осенний бал» (2007, реж. Вейко Ыунпуу), в свое время обещанная, то так и не показанная на Минском МКФ из цензурных соображений. Действие этой «черной» трагикомедии разворачивается в известном спальном районе Таллина Ласнамяэ, где живут в основном русские и не самые успешные представители столичного среднего класса. На примере судеб шести героев фильм блистательно раскрывает тему меланхоличной обыденности бытия, заглядывая, словно в замочную скважину, в души людей, тоскующих по сильным чувствам. Картина получила главный приз программы «Горизонты» 64-го Венецианского МКФ, став первым эстонским фильмом, отобранным на старейший кинофестиваль мира. «Осенний бал» был также включен в кинопрограмму нью-йоркского музея современного искусства МоМA на правах концептуального фильма из стран бывшего Советского Союза. Фильм принес славу своему автору Вейко Ыунпуу, чья картина «Free Range. Баллада об одобрении мира» участвовала в конкурсной программе Минского МКФ «Лiстапад» в 2014 году.
Картина «По грибы» (2012, реж. Тоомас Хусаар) – сатирическая комедия с элементами триллера – также вызвала широкий резонанс у себя на родине и была признана эстонскими критиками лучшим фильмом года. Главный герой ленты – высокопоставленный чиновник, уличённый в растрате государственных денег. Вместе с женой, подобрав по дороге попутчика-рокера, он отправляется в лес за грибами, где теряется. Его лесная «одиссея», в течение которой он вынужден бороться с холодом, голодом и страхом перед неизвестностью, приводит героя к своеобразному очищению.
Один из самых знаменитых фильмов ретроспективы – антивоенная драма «Мандарины» (2013, реж. Заза Урушадзе) – стала первым в истории эстонским фильмом, попавшем в шорт-лист номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Действие картины, снятой в копродукции с Грузией, разворачивается во время грузино-абхазского конфликта 1992 года в Абхазии, в селе эстонских переселенцев. Под крышей дома мирного крестьянина Иво оказываются бойцы противоборствующих сторон. Одна из самых сильных сторон фильма – блистательный актерский ансамбль во главе с замечательным эстонским актером Лембитом Ульфсаком, сыгравшим легендарные роли в фильмах советской эпохи «Легенда о Тиле», «Мэри Поппинс, до свидания», «Гибель 31-го отдела». В фильме также снялся грузинский актер Михаил Месхи, награждённый на «Лістападзе-2012» призом за лучшую мужскую роль за участие в другой картине Зазы Урушадзе «Опекун». Уже известно, что фильм «Мандарины» представит сам режиссёр Заза Урушадзе, который в этом году возглавит жюри основного конкурса игрового кино ММКФ «Лістапад».
Документальная картина «Трудные подмостки» (2015, реж. Тоомас Ярвет) – это история Махера, палестинского танцора и бывшего политзаключённого. Борясь с консервативностью общества, он пытается поставить первый в городе Рамалла танцевальный перформанс. Сцены репетиций, а в них принимают участие танцовщики из разных стран, в том числе – Эстонии, сменяются яркими сольными выступлениями героя в самых неожиданных местах: посреди оживлённой улицы, на вершине холма. Фильм был показан на самых крупных фестивалях документального кино, включая IDFA и DocPoint. Режиссёр фильма Тоомасу Ярвету – выпускник программы Berlinale Talents – получил в этом году приз за лучший эстонский фильм на МКФ в Пярну.
Для того чтобы снять фильм «Христос живёт в Сибири» (2015, реж. Яак Кильми, Арбо Тамиксаар), съёмочная группа почти на год поселилась в сибирской тайге. Частные истории героев, живущих в самой большой в России религиозной общине, объединяются в увлекательный рассказ и поднимают серьёзные вопросы семьи и веры. Режиссёры картины – Арбо Тамиксаар и обладатель Специального приза жюри ММКФ за фильм «Диско и ядерная война» Яак Кильми.
Завершится ретроспектива фильмом «Арво Пярт – Даже если я всё потеряю…» (2015, реж. Дориан Супин), в котором один из величайших композиторов современности Арво Пярт размышляет о предназначении музыки и смысле жизни.
Показы фильмов состоятся на фестивальных площадках кинотеатров «Пионер», «Победа», «Мир», а также Музея истории белорусского кино.