9 июня 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола – который все мы знаем под кратким и емким названием «Ленком» – состоялась премьера, пожалуй, самой известной советской рок-оперы «Юнона и Авось». На постсоветском пространстве за ней даже закрепилось звание Первой рок-оперы в Советском Союзе, подвинув более ранний и не менее популярный спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», поставленный в 1976 году.
С «Юноной и Авось» прочно ассоциируется и сам «Ленком», и также звезда советской театральной сцены и кинематографа – Николай Караченцов. Но самым первым «звездным» спектаклем, который ознаменовал новую веху в развитии театра и стал трамплином в карьеру Николая Караченцова – на тот момент еще неизвестного молодого актера – стала комедия «Тиль» («Страсти по Тилю») в постановке Марка Захарова.
Вот что вспоминает о создании «Тиля» сам Марк Анатольевич: «В 1973 году, уже назначенный главным режиссером в Московский театр имени Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи, я мучительно искал пьесу, которая не напоминала бы мне об этом страшном названии. Хотелось сделать что-то очень веселое, почти легкомысленное, обязательно с живой музыкой и обязательно с глубокой идейной первоосновой. Вместе с режиссером Юрием Махаевым, который прочел все книги на свете, мы крутились вокруг комедий Шекспира, пока режиссер Анатолий Силин не подарил нам идею. Ставить надо «Тиля Уленшпигеля», — сказал он настолько безапелляционно, что я немедленно открыл увесистый роман Шарля де Костера и побежал к Григорию с вдохновенным монологом. Не дослушав меня, он заправил в пишущую машинку лист бумаги и отстучал: «Страсти по Тилю. Комедия в двух частях…»
Как известно, советская цензура в итоге повлияла на название, и спектакль стал просто «Тилем», что ничуть ему не помешало. Премьера состоялась в 1974 году. По слухам, восторженные зрители стояли в очереди за билетами с пяти утра, а некоторые даже звонили самому Горину и просили за любые деньги достать хотя бы один билет.
И именно в этой постановке впервые была задействована очень популярная в то время рок-группа – ВИА «Аракс». Что дает основание считать, что «Тиль» стал если не первой советской рок-оперой, то точно первым советским мюзиклом.
А вот на белорусской музыкальной театральной сцене спектакль появился впервые в 2017 году. Он пополнил репертуар театра «Территория мюзикла» и вернул себе исторически оригинальное название «Страсти по Тилю».
Как для «Ленкома» «Тиль» стал новой вехой в развитии театра, так и для «Территории мюзикла» эта постановка обозначила новую цель – привлечь внимание молодежи. Как к театру «Территория мюзикла» , так и к театру в целом.
— Спектаклей с посылом для молодой аудитории довольно мало в целом, и совсем нет, если рассматривать отдельно музыкальный театр, – считает режиссер-постановщик Анастасия Гриненко. – В оперу тоже просто так не сходишь, нужна определенная подготовка и понимание. Мы же хотели, чтобы «Страсти по Тилю» стал как раз таки спектаклем для молодежи.
Григорий Горин очень аккуратно, не в лоб, поднимает острозлободневные темы. И это не сиюминутное разжевывание политической ситуации, а общечеловеческие вопросы. Они были актуальны почти полвека назад – остаются актуальными и сейчас.
– Очень благодарна за постановку, – пишет одна из зрительниц Мария Скалозуб. – После нее на самом деле стало легче жить, свободней. Будто что-то щелкнуло – и сразу все разложилось по полочкам, пазл сложился. «Я-то улечу, а вам умирать каждый день от страха» – и из зала вышел другой человек. Рада, что оказалась в нужное время в нужном месте.
Хотя в основе сюжета темные времена инквизиции, гонений на еретиков и ложных обвинений, история Тиля Уленшпигеля – это, в первую очередь, история любви, ревности, трагедии и искренних переживаний.
В ней битвы зависят от того, сможет ли один конкретный человек поступить по совести. Струсить и предать, или быть храбрым и остаться верным. И если отбросить исторический колорит, то становится понятно, что с этим выбором мы сталкиваемся каждый день в современной, обычной жизни.
Ближайший показ шутовского рок-мюзикла «Страсти по Тилю» состоятся 16 апреля в 19.00 по адресу проспект Независимости, 25 (Дворец культуры профсоюзов).