С 7 по 28 октября 2017 в Национальном центре современных искусств (пр-т Независимости, 47) пройдет выставочный проект «DEF EYE», в рамках которого впервые будут представлены художественные работы с использованием технологий дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR). Авторы проекта – Anton Snt, Захар Кудин, Евгений Галузо при участии Mila Bessmann и галереи виртуальной реальности «ВИР». Сопроводительная программа проекта позволит всем желающим исследовать нереальность в ее художественном, философском и технологическом смыслах.
Несмотря на кажущуюся схожесть – дополненная и виртуальная реальность – две совершенно разные технологии, для знакомства с которыми необходимы совершенно различные девайсы. В случае AR достаточно личного смартфона/айфона нужной модели*, в случае VR – необходим шлем виртуальной реальности, доступ к которому у посетителей будет на открытии выставки и в рамках дополнительной программы.
Специальные партнеры проекта – художник компьютерной графики Mila Bessmann и галерея виртуальной реальности «ВИР» – выступают в роли со-авторов нового типа, чья работа заключается в создании для зрителя дополнительного уровня восприятия искусства.
Перечень художественных средств выставки «DEF EYE» не ограничивается новыми видами реальности, а по сути, нереальности – AR и VR. Традиционный классический зритель, не вооруженный смартфоном, сможет погрузиться в вымышленные миры авторов – трех художников Захара Кудина, Евгения Галузо и Anton Snt. Вниманию зрителей будет представлена вся палитра нереалистичных направлений современной живописи: абстрактный экспрессионизм, нейро-живопись, пост поп-арт, гиперреализм, feral art, psychedelic imagery.
Кроме приверженности авторов к живописи и поиску новых средств выражения их объединяет, на первый взгляд, довольно редкая для художников особенность – физические дефекты или дисфункция зрения. Один из авторов – дальтоник, второй видит мир практически одним глазом, а третий ориентируется в цвете исключительно по надписям на тюбиках краски.
«Подсознательно художники с проблемой (дисфункцией) зрительного аппарата стараются избежать прямого копирования окружающего мира, заменяя его воображаемым, не естественным или совершенно абстрактным миром, – говорит автор идеи и куратор проекта, один из авторов представленных на выставке работ Anton Snt. – Эта гипотеза находит не одно подтверждение в мировой истории искусства. Известны мастера Итальянского и Северного Возрождения, представители импрессионизма и последующих модернистских течений ХХ века с дисфункцией зрения. Вы удивитесь, узнав их всемирно известные фамилии».
Является ли уход в нереальность – единственной объединяющей особенностью представленных в проекте авторов? Оказывается, нет. Внимательный зритель заметит преобладание в экспозиции выставки серого цвета – и это не случайность. Какой силой обладает серый цвет и почему именно его выбрали художники?
«Серый цвет всегда воспринимался как дополнительный и вспомогательный цвет для обучения. Градации серого цвета позволяли ученику более точно научиться использовать тон в живописи. Как самостоятельный серый цвет “выходит из тени” только после появления черно-белой фотографии и кинематографа. Именно в градации серого художники увидели большие возможности для передачи глубины эмоций», – говорит куратор проекта Anton Snt.
Проект «DEF EYE» иллюстрирует, как новые технологии не только восполняют потерю некоторых функций зрения, но и открывают новые возможности в творческих поисках. Так, например, занимаясь видео-артом Anton Snt смог усовершенствовать видение света и цвета благодаря возможностям компьютерной графики и цветопередаче мониторов. Спустя 10 лет он вернулся к живописи на холсте, полностью переосмыслив свой опыт в живописи, придя к новому авторскому методу письма. Хотя на полотнах художника присутствуют фрагменты реалистического мира, они появляются не как подражание окружающему, а как объекты виртуальной реальности, которая существует по законам RGB-цветопередачи электронного сигнала.