24 августа компания velcom организовала квест-экскурсию по знаковым местам Минска, имеющим непосредственное отношение к его музыкальному наследию. Мероприятие прошло накануне завершающего концерта фестиваля «Классика у Ратуши с velcom», на котором будут исполняться классические произведения белорусских авторов XIX-XX вв.
В ходе квеста-экскурсии «Минск музыкальный» его участникам — представителям белорусских СМИ – предстояло не просто открыть неизвестные ранее эпизоды культурной жизни нашей столицы, но и внести свой символический вклад в возвращение слушателям музыкального произведения с необычной судьбой – «Сюіты беларускай» композитора Людвига Роговского. Эта оркестровая сюита, написанная в самом начале XX в., никогда прежде не исполнялась публично. На заключительном концерте фестиваля «Классика у Ратуши с velcom» 27 июля 2016 г. запланирована ее абсолютная премьера. Выполняя задания квеста и перемещаясь от одной локации маршрута к другой, журналисты должны были по нотам собрать несколько начальных тактов произведения.
На роль гида и ведущего на квесте-экскурсии «Минск музыкальный» был приглашен человек, имеющий непосредственное отношение к белорусской музыке в целом и возрождению ее забытых сокровищ в частности – солист и режиссер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, профессор, преподаватель Академии искусств, руководитель художественного коллектива «Белорусская капелла» Виктор Скоробогатов. Именно он предложил организаторам «Классики у ратуши с velcom» идею организовать в рамках фестиваля абсолютную премьеру «Сюіты беларускай».
«Роль музыкального искусства заключается не только в том, чтобы дарить слушателю яркие моменты и эмоции от встречи с прекрасным. Просвещать, открывать неизвестные факты, незаслуженно забытые имена, утраченные произведения – все это не менее важно, особенно для белорусского искусства, из которого в силу исторических обстоятельств оказались вырваны целые главы. События, подобные фестивалю «Классика у Ратуши с velcom», дают нам повод еще и еще раз вспоминать о самобытности нашей культуры, о том месте, которое она по праву занимала и продолжает занимать в мировом масштабе», – отметил Виктор Скоробогатов.
«Сюіта беларуская» Людвига Роговского будет впервые исполнена на концерте 27 августа во многом благодаря Виктору Скоробогатову. О своих заслугах он сам рассказывает достаточно скромно и считает, что белорусская музыкальная культура сейчас проходит путь, похожий на европейский, когда спустя годы и столетия многие великие композиторы и их произведения были открыты заново. Оказалось, что оригинал «Сюіты беларускай» все это время находился в архивах Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси. «Весь парадокс в том, что никто, даже сотрудники библиотеки, не знали, что первое белорусское симфоническое сочинение XX века находится в этом помещении», — отмечает Виктор Скоробогатов. — «Но таких парадоксов много. Поэтому сейчас мои усилия направлены на то, чтобы досконально изучить все музыкальные архивы и библиотеки Минска».
Вниманию участников квеста-экскурсии «Минск музыкальный» были представлены малоизвестные факты и личные истории, связанные с белорусскими музыкантами, композиторами и исполнителями: от Станислава Монюшко и Михаила Клеофаса Огинского до Исаака Любана и Игоря Лученка. Журналисты узнали о том, что настоящая фамилия рода Огинских — Глушонок, а свою звучную и известную фамилию они придумали от названия имения «Огины», которым владели.
Среди самых интересных фактов, которые были упомянуты в ходе экскурсии, — история о том, как Анджей Залуский, потомок М.-К. Огинского, приехал в Минск и проиграл спор, не поверив публикации газеты «Имя», в которой на основании опроса общественного мнения делался вывод, что Огинский — гораздо более популярный среди белорусов композитор, чем, к примеру, Шопен. Анджей не поверил и вместе с коллегами вышел на улицу, чтобы устроить свой собственный опрос на тему известности своего предка. Все, кого он встречал, говорили, что М.-К. Огинский — автор знаменитого полонеза «Прощание с родиной». Таким образом он убедился, что композитора в Беларуси действительно знают и помнят.
Интересна и история спасения из небытия песни «Бывайце здаровы, жывіце багата», которую многие считают народной, — настолько она прижилась и понравилась людям. На самом деле комиссия, утверждающая музыкальные произведения, не согласовала Исааку Любану музыку и слова: он расстроился и выбросил партитуру. Белорусская оперная дива Лариса Александровская достала ее и напела комиссии, после чего песня была принята.
«Фестиваль «Классика у Ратуши с velcom» сам по себе подразумевает необычность формата: с одной стороны, некоторый отход от традиционных канонов, стремление приблизить классическую музыку к самой широкой аудитории, открыть ее с неожиданной стороны – а с другой, неизменное уважение к мировому и национальному наследиям, – прокомментировал Александр Чаховский, продюсер фестиваля «Классика у Ратуши с velcom». – Этим же самым настроением проникнута и сегодняшняя экскурсия: мы стремились помочь ее участникам увидеть великое в обыденном, а человеческое – в великом. Минские улицы видели, помнят и могут рассказать внимательному слушателю много интересного о великих фигурах нашей культуры. Нужно только знать, у кого спрашивать и где искать – что и являлось главной задачей нашего квеста-экскурсии».
Александр Чаховский пояснил выбор тематики предстоящего заключительного события фестиваля: «Музыка белорусских композиторов звучала и на предыдущих концертах фестиваля «Классика у Ратуши с velcom. Однако организаторы решили посвятить ей отдельное мероприятие — и именно финальное, подводящее итог всему фестивалю. Тем самым мы стремимся наглядно продемонстрировать всем зрителям и слушателям, что белорусские композиторы достойны стоять в одном ряду с мировыми музыкантами, чьи произведения звучали на протяжении всего фестивального марафона».
На заключительном концерте фестиваля «Классика у ратуши с velcom» 27 августа в исполнении MuzzicDom Orchestra под управлением маэстро Ивана Костяхина прозвучит академическая музыка композиторов-уроженцев Беларуси: увертюры и арии из опер С.Монюшко «Галька», Verbum Nobile и «Страшный двор», а также из оперы Я. Д. Голанда «Чужое богатство»; оркестровая сюита А. Литвиновского; концертино для цимбал с оркестром В. Курьяна. В программе примут участие Маргарита Левчук (сопрано), Артем Хомиченок (баритон), Виктор Менделев (тенор), Вероника Прадед (цимбалы).