Пределы (интернет) контроля: беларусский случай

08.02.2010 Байнэт

После подписания указа № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» многие стали сравнивать Беларусь с Северной Кореей, намекая на то, что наше общество постепенно превращается в общество тотального контроля. Самым весомым результатом этого станет окончательное выпадение страны из европейского и мирового (виртуального) сообщества.

Любые страхи по такому поводу всегда оправданы, тем более, если вспомнить наше тоталитарное прошлое. Одновременно, интересно обсудить вопрос о том, каковы пределы контроля беларусского государства над обществом, насколько далеко может зайти государство в стремлении всё контролировать?

Контроль в СССР

СССР был обществом, в котором многое контролировалось, в том числе и свободное распространение информации. Интернета не было, негосударственные СМИ отсутствовали, иностранные радиостанции «глушились». При генеральном секретаре ЦК КПСС Юрии Андропове (1982-1984 гг.) было почти полностью разгромлено диссидентское движение, представители которого пытались также распространять информацию, альтернативную официальной.

Однако все эти меры дали только временный результат. Длительное замалчивание информации привело к распространению многочисленных слухов, к тому, что советские граждане абсолютно утратили доверие к государственным СМИ и официальным сообщениям.

Начавшаяся в 1985 году политика «перестройки» и «гласности» не смогла радикально изменить ситуацию. Чернобыльская катастрофа 1986 года, сразу после которой власти применили привычную для них тактику замалчивания информации, привела к неожиданному эффекту: началась самоорганизация общества, возникли микроструктуры гражданского общества, участники которых стали настаивать на открытой информации.

Провал попыток сохранения цензуры в позднем СССР был не единственной иллюстрацией общего кризиса контроля в стране. К середине 80-х гг. ХХ века СССР превратился в индустриальное общество со сложной социальной и профессиональной структурой, со сложной экономикой, с огромным количеством людей, имеющих отнюдь не стандартизированные интересы и потребности. В таком обществе перестают быть эффективными методы контроля над ситуацией, сформировавшиеся ещё в сталинскую эпоху.

Появляется необходимость в том, чтобы делегировать часть полномочий обществу, дать ему возможность «самоконтроля», а это предполагало совсем иные отношения общества и государства, основанные на доверии и согласии, на демократических механизмах, а не на репрессиях. Решением такой проблемы контроля и должна была стать «перестройка», но она так и не была доведена до конца, если не говорить о формальной стороне – распаде СССР.

СССР распался, а проблема контроля осталась

Современная Беларусь является небольшой страной (по сравнению с СССР), но по ряду параметров наше общество стало более сложным, чем советское. В нём имеется негосударственный сектор экономики, отличаются стили жизни, потребности граждан (в том числе и информационные) растут, государственная граница перестала быть закрытой.

Тем не менее, в Беларуси существуют такие же проблемы контроля, как и в позднем СССР: нынешняя власть стремится этот контроль усилить, и это входит в противоречие со всё более усложняющимся характером общества и реальными потребностями граждан страны.

Современное беларусское государство делает всё, чтобы контролировать политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Можно вспомнить введение «золотых акций» и постоянные проверки в экономической сфере, преследование оппозиции, негласные запреты на выступления ряда беларусских музыкантов, закрытие ряда учебных заведений под разными предлогами, контроль над СМИ. Однако насколько это желание всё контролировать эффективно?

На осуществление всех этих функций контроля нужны деньги, а также нужно создавать многочисленные контролирующие органы, усложняя бюрократическую структуру управления. В конечном итоге, необходимо увеличивать и налоговую нагрузку, чтобы получить эти средства и возможности. Возможно, кстати, что именно отсутствие средств является одной из причин применения устаревших, «дешёвых», методов контроля в Беларуси. Но если даже средства найдутся, то это не означает, что контроль будет эффективным.

И речь, кстати, идёт не только об Интернете, дело в том, что государство не может справиться, например, с коррупцией в собственных рядах. Согласно статистическим данным, уровень коррупции среди госслужащих растёт, хотя при этом борьба с коррупцией определена в качестве приоритетной.

Причины неудач госконтроля в Беларуси

Невысокая эффективность и постоянные проблемы государственного контроля связаны с двумя основными причинами. Первая причина уже обозначена выше: сложное современное общество полностью контролировать невозможно. Вторая причина следует из первой и связана с ней: «дешёвые» (в экономическом и символическом смысле) репрессивные способы контроля неэффективны. В сложном обществе необходимо использовать «дорогостоящие» способы контроля. То есть, надо реагировать с умом, а не репрессивно, необходимо договариваться с обществом. Правда, захочет ли власть делегировать часть своих полномочий обществу, начав процесс подлинной демократизации?

Как раз использование вторых способов, «дорогостоящих» (с политическими и иными «издержками» для власти), в нашем государстве сведено к минимуму. Например, структурные проблемы в социальной сфере и трудоустройстве начали решать, в том числе, при помощи восстановления практики распределения студентов, пытаясь также увеличить количество тех, кто отправится после школы на заводы, а не в вузы.

Проблемы низкой производительности труда и бюрократической волокиты пытаются решить, вводя дисциплинарные меры: например, практикуются неожиданные рейды чиновников Администрации президента в управленческие структуры, для проверки «рабочей дисциплины».

Всё это напоминает практику позднесоветского режима при том же Андропове, когда вместо институциональных изменений предлагались грубые и только на первый взгляд кажущиеся эффективными «дисциплинарные» решения. Однако последствия такого поведения власти очевидны: это путь в никуда, по крайней мере для общества.

Стоит, однако, отметить, что власть, кажется, начинает это понимать. Как известно, указ о регламентации деятельности в Интернете официально не обсуждался, но в его окончательную редакцию был внесён ряд изменений, несколько смягчивших радикальность мер. Неизвестно, что повлияло на такое решение, но будем думать, что стала очевидной невозможность пытаться контролировать то, что не всегда поддаётся контролю.

Отношение населения к контролю

Как население Беларуси реагирует на попытки государства всё контролировать? У нас дисциплинированное население, старшие поколения которого привыкли к контролю над обществом со стороны государства. Тем не менее, граждане к таким проявлениям ужесточения контроля будут относиться и относятся негативно (стоит почитать форумы, посвящённые, например, последнему указу) – в том случае, если не увидят какой-то «выгоды» лично для себя.

Когда государство, со второй половины 1990-х гг., стало полностью контролировать экономику, многие обрадовались возвращению патерналистской модели «заботы о людях», но экономически активная часть населения, предприниматели, почувствовали сужение сферы уже существовавшей свободы. Введение контроля в Интернете, даже по сравнению со сферой экономики, имеет свою специфику и свои последствия. Дело в том, что контролировать ведь будут, в том числе, частную жизнь граждан, а одним из завоеваний «перестройки», как бы мы к ней ни относились, является расширение автономии частной жизни и создание ограничения для вмешательства в частную жизнь со стороны государства.

Именно вмешательство в частную жизнь часто вызывает критику по отношению к власти даже у «толерантных беларусов». Тем более, что частная жизнь в современной Беларуси пока ещё является одним из немногих мест иллюзорной свободы (особенно если вспомнить советские времена).

К тому же государство не предлагает удешевить интернет-услуги, качество которых оставляет желать лучшего. И даже если Интернет станет дешёвым, вряд ли многие согласятся обменять своё право свободно получать информацию на новые потребительские возможности: зачем нужен дешёвый Интернет, если им нельзя пользоваться свободно?

Пределы контроля

Таким образом, современное беларусское государство, в своём желании всё контролировать, может нарушить социальный «консенсус», который с таким трудом сложился после распада СССР, попирая те свободы, ценность которых не так абстрактна, как это кажется. Именно нехватка свободы может стать решающим фактором, определяющим пределы контроля беларусской власти над обществом, отнюдь не желающим жить в условиях зарегулированности и самоизоляции, как это было раньше.

Ужесточение контроля будет способствовать тому, что у власти сформируется иллюзия полной покорности общества. Но за фасадом этой покорности будут происходить и уже происходят социальные изменения, в результате которых общество опять окажется в той точке, в которой оно находилось в середине 80-х гг. прошлого века в СССР, когда желание перемен стало более сильным, чем все остальные желания.