18 февраля 2016 года в 18.00 в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь (площадка бывшего Музея современного изобразительного искусства, пр-т Независимости, 47) состоится торжественное открытие выставки живописи Дениса Барсукова «ПРОСПЕКТ».
Серия живописных работ «ПРОСПЕКТ» художника Дениса Барсукова посвящена главной улице Минска – в текущий исторический момент это проспект Независимости. Автор говорит, что идея цикла родилась после того, как в одной из архитектурных дискуссий Проспект назвали шрамом на теле исторического города – шрамом советского времени, разрушившего столь многое «до основанья, а затем…».
В этих работах почтовая точность современных названий вдохновивших художника мест – «Коммунистическая, 8», «Проспект Независимости, 12», «Веры Хоружей, 1» – единственная «паспортизирующая» точность. Напрасно зритель будет отыскивать в этих пейзажах-впечатлениях архитектурно-пространственную арт-документацию по городу Минску. Живописно-серийное высказывание Дениса Барсукова, уроженца Проспекта – вовсе не возражение на критику эстетических характеристик советской застройки. По контрасту с минималистичным названием-топонимом содержание работ совсем «непаспортно». Название в данном случае документирует место переживания художника.
Объединенная маршрутом-программой серия пейзажей – одна из симптоматично повторяющихся попыток художников символически «присвоить» пространство Минска, который, надо признать, в целом сопротивляется этому присвоению и не желает идентифицироваться ни с какой авторской интерпретацией. И если Венеция Каналетто, Париж Сезанна, Петербург Остроумовой-Лебедевой, Витебск Шагала и многие другие большие и малые города мира благодарно приняли своё отражение в артистическом глазу и охотно дают себя рассматривать через цветные или, наоборот, монохромные стёклышки авторской оптики, то Минск удивительно некоммуникабелен в этом отношении: сколько ни писали его, ни фотографировали и ни рисовали, а всё никак не нарисуется устойчивая ассоциация «Минск Такого-то». Город и Проспект (как его лицо) остаются фригидными в своей пустынной постклассической красоте. Возможно, эта неотзывчивость и порождает досаду, желание стереть «шрам» – плотную коллоидную ткань неправильно сросшихся краев очередной исторической раны Города. Но у автора серии «Проспект» Дениса Барсукова другая реакция.
Холодность и не-реагентность объекта (Проспекта) не воспринимаются художником как вызов. И даже не воспринимаются как матрица, нейтральные модули которой можно заполнить тем, чем пожелает художническая воля – своим настроением и ассоциациями, любовью или страхом, идеями и сюжетами. Адресные координаты Проспекта и близлежащих улиц в названиях серии Д.Барсукова – всего лишь пометки в дневнике. «Проспект, 12»: слепящая серебристость дневного света, когда выходишь в этот двор без особых примет из глубокого темного подъезда дома сталинской застройки. «Коммунистическая, 8»: огромная сине-зелёная волна перевернула каноэ? Это всего лишь лодки сушатся на травяном склоне-спуске к набережной Свислочи. «Проспект, 25»: Можно забыть, откуда ты шел пешком полночи на автопилоте домой сюда, на Проспект. Но нельзя забыть первые звуки просыпающегося города и ощущение, что ты и есть этот лёгкий туман, который сейчас рассеется под энергичными взмахами метлы дворника в оранжевом жилете. И так далее.
Еще есть обобщающая весь цикл картина-карта, условная панорама сердцевины Проспекта – места пересечения с Рекой в самом широком её месте. По цвету – дуплекс: желтый и серый (оптически по соседству с желтым воспринимается как голубой) и схематично намеченные черным основные координаты. Неравномерность, дискретность пространственно-эмоциональной памяти отражена в набросочных очертаниях «карты». Похоже на скан сознания, субъективного представления об этом пространстве, где есть провалы и слепые пятна, где акцентируется только то, что дорого, цепляет, чем-то запомнилась, а остальное – невнятная зыбкая масса, безвидная среда. Первичная ориентировка для архитектора снов. Надписи на трех языках – русском, белорусском и французском – соответствуют тому, как они реально существуют в сознании, какими их выхватывает память. Или так, как их присваивает пространство сна.
Итак, серия «Проспект» – это образы, сны, грёзы, впечатления и ассоциации, благодаря которым художник Денис Барсуков делает пространство главного городского Проспекта своим. Каждый из нас, жителей Минска, делает это в той или иной степени и в той или иной форме. Возможно, именно это постоянное усилие «очеловечивания» тренирует нас, прогуливающихся по Проспекту, в самом главном – ведь наш мир существует, пока у нас хватает энергии вновь и вновь создавать его из самих себя.
Татьяна Бембель