Бульварные романы и бессмертные классики, раритеты 18 века и дипломы о «вышке»… От чего спешат избавиться минчане и куда попадает это бумажное добро?
Зелёные контейнеры для сбора макулатуры и книг появились на улицах Минска в феврале 2015 года по инициативе компаниии «Белгипс-ЭКО». Они легко узнаваемы и сейчас в городе их уже 240, до конца года добавится ещё столько же. Стала ли востребованной такая система сбора бумаги и действительно ли минчане выбрасывают только макулатуру в эти контейнеры? Ответы на эти вопросы ищем вместе с заместителем директора компаниии «Белгипс-ЭКО» Лилией Сёмочкиной.
Лилия Сёмочкина. Фото Надежды Дубовской.
С чистого листа
В Минске не первый раз пробуют собирать макулатуру отдельно от других отходов. Во многих дворах рядом с контейнерами для стекла и пластика стоят ящики для бумажных отходов. Как утверждает Лилия Сёмочкина, эта система сбора не до конца проработана и поэтому не даёт ожидаемого результата.
В незакрытах контейнерах во время дождя или снега бумажные отходы намокают
— Я ни разу не видела чтобы в контейнере для макулатуры возле подъезда была бумага или картон, туда попадает всё подряд, — делится наблюдениями она. — Часто сложно разобрать надпись на таком контейнере или понять по цвету, что в него нужно класть. К тому же, в незакрытах контейнерах во время дождя или снега бумажные отходы намокают. В итоге макулатура становится непригодной, и вся система сбора, на которую потратили много денег, оказывается бесполезной. Мы же хотели предложить такой вариант контейнера, чтобы макулатура действительно собиралась и перерабатывалась.
Узнаваемые зелёные контейнеры герметичные, так что дождь и снег бумаге не страшны. Зелёные ящики информативные: надписи поясняют, для чего нужен контейнер и какая от него польза.
К концу года таких контейнеров в Минске будет больше 400. Фото Надежды Дубовской
Кстати, скоро в тираж выйдут и небольшие картонные контейнеры для макулатуры, которые подойдут для помещений. Первые коробки уже отправились в редакцию газеты «Аргументы и факты» и сеть магазинов по продаже электроники.
Такие коробки можно ставить в офисах и учреждениях. Фото Надежды Дубовской
Путь бумажных отходов
Система работает так: в шести районах Минска — Московском, Центральном, Фрунзенском, Советском, Первомайском и Партизанском — стоят зелёные металлические контейнеры, которые раз в неделю разгружает две специальные машины. Весь «улов» сортируют: макулатура пойдёт на переработку, а книги отправятся в социальные учреждения — детские дома, больницы, тюрьмы. Книги с плесенью, повреждённые и порванные тома тоже идут в макулатуру.
Макулатуру прессуют и отправляют на перерабатывающее предприятие, а за книги в хорошем состоянии берутся волонтёры — просматривают и расставляют на полки в офисе. Отсюда потом часть литературы уезжает в другие руки, а на её место прибывает новая партия из контейнеров.
Структура макулатуры
С момента появления контейнеров с помощью них собрали и переработали 310 тонн макулатуры. Сейчас лидер по сбору — Московский район столицы, с него и начался проект. Наверное, местные жители уже привыкли пользоваться контейнерами, говорит Лилия Сёмочкина. Постепенно система приживалась и в других районах Минска. Пока нет контейнеров только в Заводском, Ленинском и Октябрьском районах, но в ближайшие месяцы авторы проекта планируют покрыть и эту часть города. Всего в Минске до конца года будет стоять 480 таких контейнеров для макулатуры. Посмотреть их расположение скоро можно будет на Зелёной карте.
Макулатура в контейнерах появляется неравномерно. Один за неделю окажется заполненным на 10—30 процентов, другой уже на следующий день будет забит доверху. Бригады, вывозящие макулатуру, знают самые горячие точки и подстраивают график объезда под эти особенности. К некоторым ящикам приезжают чаще. К слову, если вы увидели, что контейнер забит под завязку, позвоните по телефону +37533 333 62 72 (он указан на контейнере), и машина оперативно его опустошит.
Чаще других приходится выгружать контейнеры возле рынков и мини-рынков, местные работники выбрасывают туда объёмную картонную упаковку.
— Нас предупреждали, что люди будут бросать в эти ящики всё подряд. Однако в большинстве контейнеров чистая макулатура. Бывает, приезжаем забирать, а внутри — стопки книг и газет сложены, как под линеечку. Очень редко попадается бутылка или другой мусор, — говорит она. — Думаю, это связано с тем, что по контейнеру чётко понятно, для каких он отходов, его ни с чем не спутаешь. Невозможно выбросить туда мусор случайно. Минус контейнеров, что стоят возле подъездов, в том, что в них удобно выбросить мусор мимоходом. Поскольку наши люди не привыкли сортировать отходы, это приводит к ситуации, когда человек, выйдя из подъезда, видит какую-то ёмкость и выбрасывает туда свой мусор, просто чтобы от него избавиться.
Зелёные контейнеры отчасти и спасает то, что они стоят не возле подъездов, а в более людных местах: рядом с магазинами, отделениями почты. Человек, который идёт к этому ящику, делает это осознанно.
Собранное вторсырьё компания продаёт переработчику. Лилия Сёмочкина призналась, что сейчас проект не прибыльный, но есть планы выйти на самоокупаемость.
Книгами делятся, а не выбрасывают!
Продумывая возможность сдавать книги в зелёные контейнеры, организаторы хотели обеспечить социальные учреждения литературой и одновременно помочь людям достойно избавиться от ненужных, но хороших изданий.
— Глядя на горы книг, которые мы достали из контейнеров, часто говорят: «Как люди могут выбросить такую чудесную литературу?». Но они ведь не выбрасывают книги, а делятся с другими! Мы пишем на контейнерах и всегда подчёркиваем, что собираем книги, чтобы передавать их во вторые руки, — замечает Лилия Сёмочкина.
Собирать книги вместе с макулатурой — осознанное решение. В Волгограде, где пять лет работает система таких контейнеров, сначала принимали в них только макулатуру, но когда увидели, что в ящики бросают и книги, поменяли концепцию. Минская компания сразу учла этот опыт.
Есть здесь и книги Светланы Алексиевич. Фото Надежды Дубовской.Современная литература рядом с проверенной временем. Фото Надежды Дубовской.
За время работы контейнеров в Минске собрали около 13 тысяч книг всех возможных жанров: фантастика, поэзия, романы, детективы, детская, техническая литература.
7330 книг получили социальные учреждения: «SOS — Детская деревня» в Боровлянах, «Специальный дом для ветеранов, престарелых и инвалидов №1» и многие другие. Более десяти школ к началу учебного года взяли литературу для своих библиотек. Ещё 6,5—7 тысяч книг ждут своей очереди во временной библиотеке в офисе компании.
Каждый день здесь работают волонтёры, которые разбирают книги, штампуют, сортируют издания по жанрам и расставляют на стеллажи. Взамен они могут взять себе понравившуюся литературу, это вполне соответствует целям проекта.
— По большей части люди отдают книги, которые пылятся в шкафах годами, но выбросить их на помойку жалко, — делятся наблюдениями волонтёры.
Среди советской классики и современной беллетристики встречаются по-настоящему редкие экземпляры. Недавно в контейнере обнаружили даже книгу предположительно 18 века — свод правил для учеников католической семинарии на латинском языке. Сейчас книга проходит экспертизу в Национальной библиотеке Беларуси.
Находили в контейнерах дипломы о высшем образовании, паспорта (их возвращают владельцам), трудовые книжки, профсоюзные членские билеты.
Трудовая книжка, профсоюзный билет и деньги – одни из самых странных находок. Фото Надежды Дубовской
Контейнеры для тетра-пака
В качестве эксперимента компания начала устанавливать в Минске контейнеры для упаковки из-под соков и молока типа тетра-пак. Десять «карманов» для неё недавно появились рядом с ящиками для макулатуры в Московском районе. До конца года российская компания «ТетраПак» передаст в Беларусь большую партию контейнеров. Необходимые бумаги о сотрудничестве уже подписаны.
— Пока собранная упаковка будет прессоваться и складироваться. Как известно, сейчас в Беларуси её не перерабатывают и в лучшем случае вывозят на переработку, в худшем — захоранивают на полигонах. Надеюсь, что в будущем, при успешном ходе проекта, мы сможем сами организовать переработку этой упаковки, — пояснила Лилия Сёмочкина.