Бывший директор и продюсер “Ляписа Трубецкого” рассказал об обстоятельствах распада группы в эксклюзивном интервью budzma.by
«Ляпис Трубецкой» прекращал свое существование шумно и весело — Михалок полушутливым тоном объявил о самороспуске, группа дала прощальный тур и мирно распалась на две части — Михалок в Brutto агитировал за здоровый образ жизни, а Trubetskoy — за дэнс, отрыв и рок- н-ролл. Но спокойствие длилось недолго — Михалок сначала выступил с заявлением, в котором рассказал, что распался «Ляпис» из-за несовпадения взглядов, потом назвал творчество своих бывших соратников «говном» и «крутым рокенроллом для бухих мещан». Впрочем, от этих слов он потом отказался (Brutto заявили, что их аккаунты взломали, и Михалок этого не писал), чтобы потом их фактически подтвердить и запретить группу Trubetskoy исполнять песни «Ляписов», назвав коллег «сепаратистами» и «рейдэрами», захвативших «наследство великой группы». И вот последнее заявление Михалка — он снова позволяет исполнять песни «Ляписов» тем, с кем он их когда-то создавал.
Trubetskoy в этой ситуации выбрал тактику молчания. Группа издала альбом песен, написанных самостоятельно, и свел к минимуму исполнение старого наследия. На выпады Михалка его участники попросту не отвечают. Однако, по поводу последнего заявления экс-лидера «Ляписов», его давний соратник Евгений Колмыков, который почти 20 лет был в группе директором и продюсером и основал с Михалком творческое объединение «Дети Солнца», сделал единственное исключение для budzma.by, чтобы объяснить свою позицию.
— Михалок позволил нынешней вашей группе Trubetskoy исполнять песни из репертуара. «Ляписа Трубецкого». Вы рады?
— Это мы уже проходили – были разрешения, потом запрет, потом снова разрешение. Trubetskoy с этого начался, когда Михалок нам сказал: всё эта наследие ваше, оставил нам, как он сам сказал, всё это – песни, имя, традиции. Потом был запрет – всем можно исполнять песни «Ляписов», а группе Trubetskoy нельзя. Теперь, оказывается, нам снова можно. Могу предположить, что вскоре будет опять нельзя. Всё это похоже на мелкую частнособственническую возню и находится в той плоскости, которая у меня лично вызывает брезгливость.
— Чисто юридически – кому принадлежат права на песни «Ляписа Трубецкого»? Кому идут авторские от ротации песен?
— Михалку. Все композиции до недавнего времени находились в ООО «Дети Солнца». Недавно я перевёл это достояние представителям автора. Мы не хотим споров на этот счет, хотя и есть законодательные крючки на счет того, чтобы какая угодно группа исполняла то, что она хочет. Мы не хотим споров на этот счет и готовы с концертов за исполнение песен «Ляписов» перечислять деньги автору. Мы не против этого. Хотя в то время, когда мы с Михалком ещё разговаривали, он сам говорил, что ему ничего не нужно.
— Почему вы полностью отдаете авторские? Неужели вклада других в эти песни нет?
— Мы никогда не разбирались, кто, где и что придумал. Да, основную часть делал Михалок, но это была и совместная работа. Мы никогда в этом не копались и повсюду утверждали, что мы банда, семья и это всё нас объединяет. Между нами не было никаких договоров, и в этом была наша фишка. Поэтому и сейчас не хочется педалировать эту тему и говорить: это и наши песни тоже! Какой-то цирк выходит, мы просто молчим на эту тему.
— Насколько можно понять, претензия Михалка не в том, что Паша Булатников продолжает петь «Яблони» и «Котик», а в том, что нынешние участники группы Trubetskoy берутся за исполнение его революционной и бунтарской лирики да ещё и на сцену выходят в той же одёжке по ска-панку.
— Так никто не трогает эти «революционные» песни. А заявление о том, что музыканты из «Трубецкого» шортики не поменяли во время выступления на своём первом фестивале, выглядит смешно – лето же на дворе. Но пожалуйста – и шортики Михалку оставили, наконец, сейчас мы в брюках и при бабочках (смеётся).
— На ваш взгляд, где проходит эта граница: что «Трубецкому» можно играть из репертуара «Ляписов», а что нет?
— На той исторической встрече, где обсуждались вопросы раздела имущества, речь вообще шла только о нескольких песнях конкретных, которые Михалок просил не петь – «Железный», «Капитал», «Я верю», «Воины света»… «Огоньки» однажды Паша запел, но мы просили его больше этого не делать, так как это тоже личная песня для Михалка. А насчет протеста, то изначально не только он был носителем этой идеи в группе.
— А кто ещё?
— Например, Александр Бергер, пресс-атташе «Ляписа Трубецкого». В своём свежем интервью Михалок отметил, что Бергер был из той части группы, которая разделяла идеологию старых «Ляписов» и не высказывалась политически. В то же время именно Бергер постоянно подбрасывал Михалку предложения подписать письма протеста, снять ролик в поддержку политзаключенных, белорусских анархистов или Pussy Riot, уговаривал выступить на том или ином митинге. И Михалок не всегда принимал эти предложения. Из-за высказываний Бергера по поводу милитаризации фестиваля «Нашествие», Trubetskoy, например, попал в стоп-лист «Нашего радио». Где вообще фото кого-нибудь из Brutto, на котором его вяжут и куда-то тащат?
Александра Бергера задерживают на оппозиционном шествие в Москве, 21 февраля 2014, фото Дениса Бочкарева
— Тем не менее, сейчас группа Trubetskoy подчёркнуто аполитична.
— Да, мы для себя так решили. Слишком много сил, которые разъединяют людей, и слишком мало того, что может объединить. Мы выступаем, как в Беларуси, так и в России, так и в Украине. Но в политических мероприятиях участия не принимаем. Кстати, практически до последнего дня существования «Ляписов» такой же позиции придерживался и Михалок.
— Так когда произошел этот раскол в отношениях между Михалком и нынешним «Трубецким»? Вы же, и тот же Бергер даже снимались в клипе Brutto.
— На тот момент мы ещё дружили и планировали совместное будущее. Думаю, это был поэтапный процесс перерождения. Началось с того, что новое название группе нужно, чтобы обойти запреты, которые посыпались на «Ляписов». Потом по ходу дела возникла идея у Михалка: мол, а давайте я сделаю свой состав, а вы сделаете свой состав, чтобы там играл Пан, а Паша пел, так как-то неудобно — друзья ведь. И с тех пор мы пошли каждый своим путем.
Евгений Колмыков в клипе на песню “Brutto”
— Давайте тогда отмотаем немного назад. Решение о прекращении деятельности «Ляписа» принимал лично Михалок или оно было общим?
— «Ляпис» закончился, когда закончилась идея. Она просто перестала работать. Мы играли в анархо-бэнд, искренне это делали. У анархистов главный принцип – Карабаса-Барабаса нет, как нет и подчиненных, мы равны между собой. Когда мы перестали быть равными – группа закончилась. Если среди равных появился Хозяин, идея пошла по швам, так как лидеру не нужна критика, не нужно мнение других. И когда Сергей создал Brutto, и сказал, что дальше вместе не работаем, всё было органично для остальных музыкантов. Ведь уже было невозможно — он на нас косился, год вместе с «Ляписом» ездили его спортсмены, он разговаривал всё больше с ними, все меньше с нами – какой же это анархо-синдикат. А когда состоялось официальное объявление о разрыве, часть группы вздохнула с облегчением.
— Имеете в виду обращение Михалка из Канн?
— Тогда речь шла как раз о ребрендинге коллектива, по крайней мере так звучало из его уст. А потом оказалось, что он создал анархо-синдикат, говорил о любви и братстве навсегда, но при этом думал уже о другом и создавал совершенно другое, из его-то дальнейших заявлений как раз это следует. И потом с этими же идеями братства он нырнул в Brutto. Так цена этому братству – ноль. Пусть себе пошёл в другую семью, но зачем говно лить, это противоречит нашим идеям. Неприятно и вульгарно.
— Что нужно настоящему Михалку? В том числе от вас? Вряд ли здесь причина в деньгах.
— Знаешь, у него песня была в начале карьеры, неопубликованная. С припевом: «Любите, любите, любите, любите, любите меня / Без вашей любви я погибну или сойду я с ума». Видимо, ему нужна любовь. Михалок очень талантливый и очень трудолюбивый, а если ты много отдаешь, природа требует чего-то взамен.
— Вы любую коммуникацию между собой приостановили?
— У меня остались все те же друзья. Но Михалка среди них я не вижу.
— Какая атмосфера сейчас в группе Trubetskoy?
— Мы продолжаем внутри коллектива ту же идею – у нас нет главного, есть совещательный комитет, все решения принимаются совместно, гонорар распределяется поровну и так далее. Это сложно. С сильным, большим и умным вождем, конечно, куда проще. Однако, мы ещё в юности так решили, и я этим идеалам по-прежнему предан. Ну да, Булатников любит дорогие авто и сигары, но Фидель их тоже любил (смеётся).
В этом смысле мне понравилось объяснение методолога Владимира Мацкевича: один человек —это точка в пространстве, когда два человека — уже можно прямую провести, а каждый объект — это голограмма, объёмное изображение, оно состоит из множества точек. Так и с точкой зрения. Такими же принципами руководствуются, например, «Серебряная свадьба» и Noize MC. Они рождают общую точку зрения в бесконечных спорах между собой. Хотя в каждом группе и есть ярковыраженный лидер, он не говорит: пошли все в жопу, я так решил.
— Каким вам видится дальнейший путь «Трубецкого»? Есть ли у вас ощущение, что альбом «Magister Bibendi» сработал?
— Как-то Мышкевич и Сторожук после записи очередного сингла сказали, что хотят играть тяжёлую музыку, а попсу играть им не интересно. И альбом решено было записать именно в таком ключе. А сколько на наших просторах поклонников такой музыки? Тем не менее, считаю, что отчасти альбом свою задачу выполнил. Он нам дал понимание, что с помощью своих новых песен мы можем собрать в более-менее большом городе от 300 до 1500 человек. Более того – наша аудитория немного выросла, когда мы начали основную часть программы составлять из собственных песен. Сейчас Паша может cпеть на бис «Яблони», «Котик» там или ещё что-нибудь. Но люди ходят на концерты явно не ради короткого биса. И могу ещё сказать, что наш следующий альбом не будет похож на этот. Есть новые музыкальные и имиджевые идеи, которые мы вскоре реализуем.
— Вас устраивает, что Trubetskoy собирает несколько сотен людей?
— А мы не планировали сразу поставить планету на уши. Мы понимали, что с нашим альбомом не попадём на радио, что нас не будет в поп-индустрии. «Ляпис» собирал значительно больше людей, но ведь он шёл к этому 20 лет. Я много разговаривал с теми музыкантами, которые были в подобной ситуации — с Чачей из “Наив” или с Кагадеевым из “НОМа”. У «Агаты Кристи» спроси об этом, например. Если группа-бренд распадается на две части, это не значит, что её публика разделяется на две части. Просто в 10 раз меньше народу будет ходить, как на одну, так и на вторую часть. Это простой закон — бренд нужно раскачать, чтобы он работал. У нас до сих пор идут звонки: «здравствуйте, мы хотим пригласить группу “Ляпис Трубецкой”». А для кого-то, быть может, лишь недавно дошло, что есть такая команда — «Ляпис Трубецкой».
“Ляпис Трубецкой”, прощальный концерт в Вильнюсе
— Почему бы тогда не воплощать свои идеи под названием, не связанным с прошлым?
— Опять менять название? Нет, мы уже представились Trubetskoy. Конечно, мы бы ни за что не взяли это название, зная, что будет дальше. Нам это сейчас в минус, но мы уже заявили об этом. Сторожук уже дедушка. Он сказал уже: я — Trubetskoy. И что, ему менять свою позицию под влиянием какой-то конъюнктуры? Мужчины так не делают.
— При каких условиях «Ляпис Трубецкой» может собраться вместе?
— Если и может это сегодня произойти, то только ради денег. Другой причины не вижу. Может быть ради большой и светлой благотворительной идеи. Но это нужно, чтобы каждый из музыкантов под этим подписался. Михалок там говорил в своём последнем интервью, что может пожать руку каждому из бывших коллег. Но захотят ли коллеги пожимать ему руку, так как кто-то может пожать, а кто-то и нет.
— Выходит, вы врагами стали?
— Я решил поговорить об этом не для того, чтобы разоблачить Михалка или поймать его на чём-то, а рассказать об идее, ведь это главное. Об идее, которая людей объединила, и что с ней стало сейчас. Секрет популярности «Ляписа» был не только в очень умном и обаятельном человеке, но и в том, что мы все работали на одну идею и умели договариваться долгое время. Сейчас мы осиротели, но шевелимся, чтобы продолжить эту идею. Вот Пан говорит, что не сделал ещё свою лучшую песню и обязательно её сделает в будущем. И ради этого я с ними.
Не хочу быть неблагодарным. Это очень увлекательный был путь. Спасибо Михалку могу сказать за многое. Да и сейчас мне не о чем жалеть. Если бы не его “активное участие” в жизни Трубецкого, может, свой первый альбом до сих пор бы записывали.
Беседовал Сергей Будкин для budzma.by
Фото Александра Ждановича