4 сентября 2018 года в 18.00 в художественной галерее «Артель» (г. Минск, пр-т Независимости, 58/1-6) состоится открытие персонального проекта известного белорусского художника, преподавателя кафедры искусств и средового дизайна Государственного института управления и социальных технологий БГУ, магистра искусств Геннадия Козела «COLOR BLACK», в котором будет представлено более тридцати живописных произведений и объектов, выполненных мастером преимущественно за последние пятнадцать лет.
Геннадий Козел известен не только в родной Беларуси. С его творчеством знакомы зрители Германии, России, США, Франции. Кроме этого, восемь лет (с перерывами) художник прожил в Санкт-Петербурге, где дважды выставлялся в легендарной галерее «Борей». Среди его друзей-единомышленников можно вспомнить ярчайших представителей ленинградского неофициального искусства второй половины XX века Владимира Яшке и Дмитрия Шагина из «Митьков», Феликса Волосенкова, Вячеслава Михайлова и Валерия Лукка из «Трех богатырей», а также одного из самых узнаваемых художников Санкт-Петербурга Завена Аршакуни. В далекие 90-е Геннадий Козел был активным участником нашумевших в свое время выставок во Дворце искусств в Минске – «Уроки нехорошего искусства» и «Liebschaft».
Несмотря на свою активную позицию в искусстве, художник редко посещает светские рауты и «тусовки». Чаще всего Геннадия Козела, если он не занят со студентами, можно застать в мастерской. Ведь по своей природе Геннадий – интроверт, художник-одиночка, которому гораздо комфортней находиться один на один со своими произведениями.
Геннадий Козел – один из ярчайших колористов белорусского искусства. Ученик легендарного Альгерда Малишевского, он перенял от мастера глубокое понимание цвета, который теперь является «главным героем» его произведений. При этом Геннадий мастерски владеет академической азбукой. Просто однажды он сделал свой выбор и пошел, пожалуй, по наиболее сложному и менее понятному для широкого круга зрителей философскому пути. Геннадий опирается в своем творчестве на пространственное видение живописного поля картины. Иными словами, художник стремится создавать картины как арт-объекты. Это не станковые произведения, построенные по академическим законам композиции, а объектные формы, существующие в пространстве и «настроенные» взаимодействовать с окружением, в котором они находятся. «Когда я работаю, я думаю, что они будут находиться в реальном пространстве и держать, «сгущать» его», – комментирует Геннадий.
В проекте «COLOR BLACK» Геннадий Козел смело экспериментирует, пожалуй, с самым “опасным” для живописи цветом – черным. Поразительно, насколько художник не боится этого удивительного, глубокого, совершенно невероятного цвета! «Это очень жизнерадостный цвет. Я не вижу в нем трагизма, который ему приписывают. Да и вообще, в хорошей, сложной живописи драма всегда лучше, чем комедия. Очень важно уметь передать то, что тебя ломает, не на эстетическом, а на метафизическом уровне. Черный цвет притягивает меня своей глубиной, тайной, непредсказуемостью. Это удивительное чувство тона и цвета одновременно», – считает Геннадий.
В экспозиции представлены трехмерные объекты, в которых он экспериментирует с фактурами, а также произведения, где мастер идет не от белого тона холста, а от темного. Подобным приемом пользовались многие старые европейские мастера. Они использовали цветную подкладку – имприматуру. Цветной грунт давал качественно иную характеристику живописи – глубокую, сложную, драматичную. Такая аллюзия закономерна. Художник искренне восхищается творчеством Веласкеса, Гойи, Рембрандта. Однако, в отличие от них, натура (скорее – размышления о ней) для Геннадия Козела служит лишь отправной точкой в создании собственного произведения. Он упрощает реальность, доводя ее до символа, который – не что иное, как придание форме смысла. Смысл, в свою очередь, – реально прожитая мастером жизнь, его ощущения, чувство вкуса и цвета – огромный конгломерат явлений, который вмещает в себя условная форма.
Преображенное пространство зала «Grey Hall» погрузит зрителя в сложный, живой, импульсивный беспредметный мир художника, а его небольшие по размерам работы поразят монументальностью.
Мало кто знает, что в детстве мама Геннадия хотела, чтобы он стал священником, а сам мальчик мечтал о профессии зоолога. Но однажды и навсегда им был сделан выбор в пользу искусства. Как-то мастер высказался о Веласкесе: «Создается впечатление, что он не может сбиться, потому что внутренне, как инструмент, настроен идеально с точки зрения колористики, цвета». Думается, эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству самого Геннадия Козела…