Адна з легенд савецкага кіно, непаўторная Людміла Гурчанка прадставіла 8 лістапада ў рамках кінафестываля «Лістапад» ў «Доме кіно», сваю першую рэжысёрскую працу – карціну «Пестрые сумерки».
Фільм у жанры мюзікл – кранальная гісторыя пра музычна адоранага сляпога ад нараджэння хлопчыка, выклікаў у прысутных шмат цёплых эмоцыяў і пяшчотных пачуццяў. «Вельмі добры … Духоўны … Дзякуй за кіно – сэрца сагрэлі», – неаднаразова гучала ў адрас стваральнікаў па заканчэнні прагляду.
На творчай сустрэчы акторка – прыемная субяседніца, дзіўная расказчыца, пісьменніца і таленавітая музыкантка – распавяла пра гісторыю стварэння фільма, парадавала прыхільнікаў ўспамінамі, патанцавала з праграмным дырэктарам фестывалю Ігарам Сукманавым і адказала на шматлікія пытанні прысутных.
Пра Мінск
Я безумно люблю Минск. Город роскошный. Когда я снималась в картине «Прости нас, мачеха Россия», поскольку моя героиня заканчивает жизнь самоубийством, я каждое воскресенье ездила в Хатынь, мне это нужно было – воспроизвести свое военное детство. Минск – город, который первым получил тот безумный удар и оказался в пекле. Для меня он очень дорог, он – святой, как и Ленинград, Севастополь, Одесса.
Людміла Гурчанка і Павел Латушка
Года полтора назад я останавливалась в Минске в гостинице «Беларусь». Спустилась вниз, прошла по скверу, зашла в церковь, посидела на лавочке, такие чудные ребята ходили. Думаю: «О, и ни один в морду не даст». Как-то так мне было хорошо и просторно. А в Москве мне и некуда выйти, живу я на Патриарших, там кругом бутылки-шмутылки. Город, с одной стороны, прекрасный, а с другой – оставляет ощущение тупика, безысходности. Непонятно, что происходит, толпы машин, все же бедные, но по три машины у каждого.
Впервые я была в Минске, когда снимался фильм «Неуловимые мстители». 70-й год. Жила я тогда в гостинице «Минск», очень грустное впечатление. Потом открылась роскошная гостиница «Агат», так она мне нравилась, выйдешь – сразу лес. Ведь с мелочей все начинается. Ваша гостиница «Виктория»: прихожу в номер, халат есть, банные принадлежности. Так, думаю, жизнь пошла вперед.
Пра фільм
Он не для массовой аудитории, он для людей, которые тонко устроены внутри. Таких людей не очень много, но я надеюсь, что сегодня в зале собрались именно такие люди.
Идея – моя, я написала музыку и подобрала стихи. Это стихи из маленьких самиздатовских книжечек, которые мне дарили или присылали авторы из многих городов.
Людміла Гурчанка і Віталь Дудзін
Пра выпадковасць
Я никогда не думала быть режисером. Так сложилось, что за неделю до съемок, режиссер, который должен был снимать эту картину, исчез. На улице – прекрасная погода, солнечная, съемочная, а картина стоит, и государство уже дает свои небольшие, но все-таки деньги. Таким образом, я попала в титры. Я – теневой кабинет.
Пра героя фільма
К сожалению, я не общаюсь сейчас с этим мальчиком, только с Михаилом Окунем, его учителем по джазу.
Ему было года три, он подполз к расстроенному пианино и сыграл вальс Мендельсона с триолями, точными гармониями. Вот он – гений. А поет как – великолепно. Я умираю. Мне трудно говорить, ведь мы даже хотели его усыновить, потому что просто заболели талантом.
Людміла Гурчанка і Ігар Сукманаў
Пра актораў
Ильин – мой любимый артист, моя тайная любовь. К нему трудно было подъехать: «нет, то я не буду, о-ля-ля я не буду», а оказалось, он – старый рокер, изумительный, чудный актер.
Людміла Гурчанка і Ігар Сукманаў
Пра адзіноту
Я вообще не знаю актеров, которые не одиноки. Талантливый человек, он как в пустыне. Надо бежать, бежать, бежать от обмана. Один муж – обман, и второй тоже… а вы посчитайте, сколько там было ударов, плевков в спину. Как говорил мой папа: «Ничё, дочурка, хай плюють, если плюють у спину, значит, ты идешь вперед».
Пра няміласць
Опала была. Именно после «Карнавальной ночи». Невероятный успех, что там говорить. Рязанов дал «радости, песен, юмора» по всем статьям: музыка, монтаж, режиссура, актеры, аранжировка – все новое. Вновь девочки стали тонкими, разрешены челочки. А когда я там танцую был виден кусок колена – «Как вы смели, комсомолка…» Я прошла многое. Но вы же понимаете, что мы ничего не забываем. Даже удивительно, что картина вышла. К тому времени «оттепель» начала потихоньку замерзать. 57-й год. Всемирный фестиваль. Впервые в советскую закрытую страну едут со всех концов мира… «шпионы». Началась вербовка… Когда я от этого отказалась резко, пошли всякие статьи. Видно у нас, Скорпионов, проклятое такое чувство правды. Хочешь иметь врага – скажи правду. Зато не снимала бы «углы» до тридцати лет, а сразу бы имела все. Но сменилось десятилетие, и вдруг, я из артисток «второго сорта» опять вошла в моду.
Пра пісьменніцтва
Сейчас ничего не пишу. Тупик. «Взрослое» детство» я писала, шутя, легко – о страшном, о трагедии: девочка и война, девочка и оккупация, девочка и трупы, девочка и голод. Когда после фильма на меня набросились режиссеры, чтобы поставить картину, радио, чтобы записать, я наотрез отказалась. Настолько это все было вынуто изнутри. И дала себе слово: «Никогда этого не будет». Табу. Но в этом году на Радио «Культура» ко мне подошел Виталий Вульф, один из интереснейших, интеллигентнейших, знающих театр и кино людей, и сказал: «Люся, это надо сделать». Я под гипнотическим воздействием его интонаций, как бобик, сказала: «Хорошо».
Наверное, ничего нет сложнее, чем реконструировать свою жизнь. Ты уже не тот. А было ли с тобой это? Я ли это была? И нужно было вспомнить все интонации. И папу, а он с межи Беларуси и России. «Што ты бельмы вылупила?» – это все папа. Нужно было передать его речь, особые выражения. А соседи наши: «Лёля (это моя мама), Леля, што это теперь Люся будет сниматься в кино? Вы, наверное, в Москве дали кому-то 25 тысяч, чтобы такие, как Люся теперь будут сниматься». Так все и было.
Пра работу з беларускім рэжысёрам Віталем Дудзіным (фильм «Прощальные гастроли»)
Это было фантастическое дело! Был отснятый фильм, вдруг меня вызывают, актриса заболела. И я, не увидев никого из партнеров, за четыре дня снялась у него в главной роли. Вот что он со мной сделал!
Пра ваджэнне
Я – плохой водитель, я – беда. С тех пор, как у меня была сильно сломана нога, которая и сейчас дает о себе знать. Кино, оно уродует. Езжу я очень аккуратно.
Пра дзве бяды: дуракі і дарогі
В Москве дороги ужасные. А дураки – это чудные люди, они выиграли войну.
Кадр з фільма «Пестрые сумерки»
Пра хатнюю гаспадарку
Я очень люблю украшать стол, могу нарезать… То, что я буду делать сама, я не буду есть, потому что напробуюсь всего. Честно признаюсь, это – не мое.
І непрацяглы, але вельмі прыемны сюпрыз чакаў прысутных у канцы сустрэчы – Людміла Гурчанка праспявала некалькі песень са свайго рэпертуару. Гледачы старэйшага ўзроста, нават праслязіліся.
Дарэчы, Людміла Маркаўна Гурчанка неўзабаве адзначыць юбілей.