Во Франции вышла книга комиксов известного итальянского художника Игорта Тувери “Украинские тетради” (воспоминания о советских временах). В Украину художник приезжал несколько лет назад, чтобы посетить музей Чехова в Ялте. А потом решил продолжить свое путешествие по стране. 10 тысяч экземпляров этой книги мгновенно разлетелись во Франции и Италии. Вскоре сборник иллюстрированных историй и воспоминаний украинцев о недавнем прошлом выйдет в английском, немецком и испанском переводе.
По отзывам специалистов и любителей жанра, Игорт является одним из самых заметных итальянских художников, которые специализируются на комиксах. Он является лауреатом многочисленных конкурсов, имеет собственное издательство, а также – репутацию автора увлекательных рисованных детективов.
Украина: шок и открытие
Эммануэль из парижского книжного магазина “Galérie BD Spirit”, который специализируется на сборниках комиксов, отмечает масштабы проекта итальянского художника: “Игорт является одним из самых заметных, если не самым заметным, мастером итальянского комикса за последние 30 лет. Он руководит лучшим специализированным издательством Италии и принимает участие во многих международных проектах».
“Украинские тетради” – принципиально новый для автора жанр. В интервью Би-Би-Си он сказал, что в его творческой жизни впервые так случилось, чтобы тема неожиданно заинтересовала его настолько, что заставила на какое-то время отказаться от всех остальных творческих планов.
“Сначала мы хотели сделать проект о доме Чехова в Ялте. Но в Украине я почувствовал настоящий шок от того, что увидел и услышал. Со мной впервые такое случилось. Это было что-то странное, будто внутренний взрыв. И я тогда позвонил своему издателю и сказал, что хочу делать совсем другую книгу”.
Неизвестный Голодомор
Потрясшей его информацией стала для Игорта тема Голодомора. До приезда в Украину он никогда не слышал об искусственном голоде, организованном коммунистической властью тогдашнего СССР, который забрал жизни миллионов украинцев.
Игорт: “Я также снял короткий фильм, где-то на 3 минуты, в котором можно увидеть настоящие лица моих героев. Один из них, Николай Васильевич, просто на улице начал плакать. Это было потрясающе, это невероятная, невыраженная боль!”
На долгих два года Игорт обосновался в Днепропетровске. Все это время он путешествовал по городам и селам Восточной и Южной Украины. Художник заметил, что людям в этих регионах все еще присущ советский способ мышления и виденья мира. “Я смотрел телевизор и не находил европейских или американских телеканалов. В это время проходили выборы Обамы. Но теме выборов президента США не уделили и трех минут, зато о дне рождения Путина рассказывали минут шесть. Путина показывали с голым торсом, как он якобы охотится на сибирского тигра или раздаривает часы малоимущим россиянам. Никто из нас и подумать не мог, что люди здесь все еще живут холодной войной и советской риторикой. Ведь это совсем другая эпоха”.
До поездки в Украину Игорт никогда не слышал о Голодоморе. Позже, поговорив с десятками свидетелей, которым посчастливилось выжить в те времена, художник так и не смог найти никаких объяснений тому факту, что об этом преступлении так мало знают на Западе.
“Украинские тетради”, по определению самого автора, – это история с маленькой буквы. Иначе говоря – это несколько портретных зарисовок под общим переплетом. Герои его произведения – обычные люди, которые рассказывают о своей жизни. Большинство таких разговоров начинались просто на улице.
Украинская история и современность – способность выживать
“Как-то я увидел на улице старушку. Было минус 19, а она со своей палочкой на выходе из большого магазина предлагала людям взвеситься на своих старых весах. На всех – по 200 килограммов одежды, кто же захочет проверять свой вес? Но бабушка была будто воплощением беспомощности. Воплощением жизни, когда выжить – чрезвычайно трудно”.
Итальянский художник заметил, что закончив работу над “Украинскими тетрадями”, он лучше понял символику Франца Кафки. По его мнению, описанный писателем абсурд, как оказалось, “не такой уж и вымышленный”. В то же время Игорт отметил, что такая способность противостоять трудностям в жизни, которую он увидел в Украине, “вряд ли существуют в любой другой стране мира”.
Иностранец, позволяющий нам лучше понять себя
Роман в картинках начинается с сюжета о Днепропетровске, в котором по несколько дней в кранах нет воды. На 176 страницах “Украинских тетрадей» Игорт рассказывает истории простых украинцев, с которыми он общался на улице. Таких как, например, Наталья Серафимовна, которая пережила Голодомор, или Николай Васильевич, который вспоминает о годах немецкой оккупации. Мария Ивановна вспоминает, как в 1930-тых по улицам ездили телеги, заваленные трупами. Она грустит о брежневских временах, когда продукты были дешевыми, хотя одежду и другие товары можно было купить только в рассрочку. Сегодня, потратив все деньги на лечение, Мария Ивановна просит милостыню на улицах и ждет смерть. А Николай Иванович ностальгически вспоминает свой колхоз и чувствует себя совершенно потерянным в сегодняшней Украине.
Также Тувери добавляет к книге отчеты НКВД тех времен. Заканчивается книга зарисовкой о том, что на украинских рынках запросто можно купить продукты, которые выращиваются в зоне отчуждения…
“Иностранец делает то, что должны делать сами украинцы – рассказывает правду о нашей истории. Мы свяжемся с художником, чтобы привезти его работу к нам, – говорит президент ассоциации исследователей Голодомора в Украине Леонтий Лукьяненко. – Через эти картины нас видят европейцы».
«Это погружение в историю ХХ века нужно для того, чтобы лучше понять постсоветские страны, которые сейчас открываются для себя самих», – пишет французский рецензент.
“Нам известно об ужасах коммунистической диктатуры, но лишь немногие знают о страшной трагедии украинского народа, который голодал по воле одного человека, – добавляет другой. – “Украинские тетради” полностью заслуживают быть включенными в уроки истории”.